top of page

В 1990 г. репатриировалась с  семьёй в Израиль.

За день до отъезда в Израиль выступила на концерте, где пела партию сопрано в Реквиеме Моцарта.

С 1991 г. начались мои концертные выступления в кибуцах Израиля.

По приезду в Израиль состоялись несколько серьёзных знакомств с интересными людьми. Первым моим аккомпаниатором стала талантливая пианистка и концертмейстер Лена Лам, верная моя подруга по сей день. Именно Лена стала инициатором организации концертов в различных кибуцах Израиля. Наш с Леной первый сольный концерт в матнасе «Рэка» Тель-Авива – Яфо вела музыковед Татьяна Горина.

Затем судьба связала меня с пианисткой и концертмейстером Софьей Соболевской, с которой у нас было немало концертных выступлений, и которая осталась верным другом нашей семьи.

А сотрудник отдела культуры министерства абсорбции, поэт Аврам Юдович, который собирал в своём доме всю культурную алию, познакомил меня с композитором Аркадием Хаславским. Они подарили мне песню «Ках аль пи ров», которая не раз звучала по радио РЭКА в серии музыкально-литературных передач «О талантливой алие». Под руководством Аврама Юдовича я участвовала во многих концертах по всему Израилю.

В этот же период состоялось знакомство с проф. Михаилом Рожанским, с которым я участвовала в создании ансамбля «Мадригал». Здесь, в ансамбле «Мадригал», у меня состоялась творческая дружба с замечательным пианистом, проф. Эмилем Росманом. С ним мы впоследствии организовали ряд абонементных концертов под названием «Барочная программа «От Адама де Лягале до Моцарта». Это были дуэтные концерты, где я пела вместе с Галиной Малинской (меццо-сопрано).

Круг моих знакомств с творческими людьми расширялся. Во многих концертах я выступала с такими известными певцами и музыкантами, как Народный артист Литвы Геннадий Исхаков, эстрадный певец и композитор, лауреат конкурсов всесоюзного значения Миклас Линдас, гитарист Миша Маскаутян, композитор, пианист и поэт Феликс Соломоник, пианисты и концертмейстеры Таня Копелева, Таня Гершуни, Ася Локшина, Валерий Островский, Сеня Уманский, режиссёр Рахель Напарина, дирижёр хора Люба Выменец, поэт-песенник Виктор Гин.

В дуэтных программах я пела с Инной Полянской, Ириной Каплун, Галиной Малинской, Евгенией Оксенгендлер, Людмилой Эдельман, Анатолием Москалёвым, Юрием Видерманом, композитором Володей Цвиком.

С 1993 г. начала преподавать вокал в Израиле.

1994 г. стал одним из самых творчески насыщенных годов. Это:

а) Ашдодский проект – опера Дж. Верди «Травиата», где я исполняла партию Анины;

б) проект хора «Алей Гефен» под руководством Эли Гефена с постановкой оперы Дж. Россини «Моисей» в концертном исполнении, где я пела главную партию Анаиды. Эту оперу мы неоднократно исполняли в Израиле – фестиваль «Яфо», Иерусалимский фестиваль «Мигдаль Давид», который был записан на видеоплёнку англичанами; благодаря этой записи мы получили приглашение на Британский фестиваль «Ковн-Гардн».

С этого фестиваля начались и мои последующие заграничные сольные концерты. И вообще вся моя певческая деятельность в этом коллективе, куда вливалась почти вся творческая алия, принесла мне большой успех и признание. В концертных программах этого коллектива я спела много сольных партий своего излюбленного репертуара (ещё со времён учёбы в консерватории!): мессы, кантаты, реквиемы, произведения барочного стиля и многое-многое другое.

Особым на этом Британском фестивале, где я, без ложной скромности, произвела фурор, был момент, когда меня услышала английская пианистка и композитор Кайла Грюнебаум. Она связалась с Эли Гефеном и сказала, что хочет написать для этой певицы нечто особенное.  Через полгода Кайла приехала в Израиль с нотами своего нового вокального цикла на стихи О. Мандельштама с надписью: «Специально для голоса Мирьям Юсуповой». Здесь, в нашей квартире, было не только застолье в честь дорогой зарубежной гостьи, но и интенсивные репетиции цикла.

в) крупный этнический проект, который представлял собой монтаж свадеб разных еврейских общин. Автор этого красивого и интересного проекта – оперный певец и общественный деятель Иосиф Атанелов.

За короткий срок мне пришлось выучить на грузинском языке партию Марихи из оперы З. Палиашвили «Абесалом и Этери». С этим проектом мы выступали на многих израильских фестивалях.

В 1995 г. буквально перед началом традиционных осенних еврейских праздников моя семья поселилась в новом районе г. Лода – Ганей-Авиве. Нашу активность заметили в районе. Раввин Авраам Хазан поручил мне и моему старшему сыну Шимону построить первую Сукку в Ганей-Авиве. Это стало для нас самым тёплым воспоминанием этого периода. Затем появились новые идеи, новые инициативы, новые проекты. Не хочу быть нескромной, но не могу не сказать об интересных и нужных для Израиля вещах.

Я взяла на себя очень непростую и кропотливую благотворительную работу по составлению списков:

детей, достигших возраста Бар-Мицвы, которых чествовали у Стены Плача в Иерусалиме;

репатриантов, желающих принять еврейство (гиюр), на основе которого были организованы занятия на курсах гиюра в синагоге Ганей-Авива;

сын Шимон собирал мужчин из заселившихся домов для молитвы в синагоге-времянке. И сам проводил молитвы и уроки Торы. Всего, что мы с Шимоном делали, не упомнишь.

В 1996 г. во второй раз ездила в Англию, где участвовала в Гала-концерте  «Руссиан-Исраэли». Концерт состоял из двух частей. В первой части исполнялся вокальный цикл Кайлы Грюнебаум на стихи О. Мандельштама, а во второй части – арии и романсы русских композиторов  (С. Рахманинова, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова и др.). У рояля весь вечер была Таня Копелева.

С 1997 г. стала официальной сотрудницей социального отдела муниципалитета г. Лода как координатор и ответственный работник по социально-культурным проектам.

Составляла списки новоприбывших репатриантов творческих людей для осуществления будущих культурных проектов.

Организовала клуб матерей-одиночек (на этой базе проводились вечера знакомств), клуб инвалидов, женский клуб, клуб ветеранов Великой Отечественной войны, молодёжный клуб и молодёжный оркестр (под управлением Валерия Островского), клуб молодой семьи, , клуб «Молодая мама», женский клуб (где проводились лекции о злословии) и много других проектов. Была автором и организатором многих крупных культурных проектов (выставки художников, ремесленников и народных умельцев; книжные ярмарки, фотовыставки и др.).

В этом же году у нас с мужем произошёл развод.

В этом же году я стала активно помогать осуществлению мечты  русской алии – основания вечерней школы с физико-математическим уклоном «Мофет» в Ганей-Авиве.  

В этом же году в третий раз ездила на гастроли в Англию и в Ирландию.  Выступала в храмах Оксфордского Университета, Нотр-Дама, Вейстмирского аббатства, в Виндзорской башне по приглашению композитора Кайлы Грюнебаум, чьей руке принадлежит Вокальный цикл на стихи О. Мандельштама, написанный «специально для голоса Мирьям Юсуповой».

В этом же году ездила в Слайго (Ирландия). Участвовала в «Ирис»-фестивале как солистка в концертах западно-европейской музыки.

С этого же года я стала певицей Израильской Филармонии.

В 1998 г. в четвёртый раз ездила в Англию. Участвовала в Посвящении 50-летию Израиля. «Еврейский реквием» Б. Бриттена, на котором присутствовала королева Елизавета.

В этом же году участвовала в фестивале барочной музыки «Абу-Гош», который проводился в арабской деревне под Иерусалимом.

В 1999 г. ездила в Вену. Участвовала в Гала-концерте. Исполняла «Песни без слов» Ф. Мендельсона и каватину Нормы из одноимённой оперы В. Беллини.

© 2023 by The Artifact. Proudly created with Wix.com

bottom of page